20:12 

"День Доктора".

katja_konfetka
А давайте наконец-то обсудим юбилейку. Посмотрела её с месяц назад, но слишком очевидными казались мне собственные выводы об этом спецвыпуске, чтобы дополнительно его обсуждать. А сегодня внезапно решила высказаться.

Такого количества противоречивых рецензий не провоцировала ни одна серия "Доктора Кто", как мне кажется. Зная о моей нелюбви к творчеству Моффата в целом, можете себе представить, с каким чувством я приступала к просмотру, начитавшись о людях, которые уезжали из кинотеатров со слезами ужаса и разочарования на глазах. А между тем, в юбилейке в принципе нет чего-то такого, что не было бы заложено в предыдущие моффатовские сезоны. Нынешний шоураннер сжег за собой все мосты ещё в финале пятого сезона; после "Пандорики" уже не было пути назад, неужели вы этого не видите? Доктор изменился, вселенная "Доктора" изменилась и существует теперь по другим законам. Это если говорить о духе сериала и его атмосфере. Кстати, то же самое касается и выбранного жанра. Смесь голливудского блокбастера, трэша и мелодрамы - вот что такое "День Доктора", но по-другому и быть не могло. Фанаты, ожидавшие хорошего, светлого, искреннего признания в любви дорогому их сердцам сериалу, не узнали в графине мать - но графин сильно изменился, и не за одно лето, отнюдь. Почему это было так удивительно на тот момент, ума не приложу. На этом фоне отдельные логические ляпы (вроде послания на английском на галлифрейской стене) просто меркнут. Можно было бы возмутиться тем, как обошлись с Теннантом и Пайпер (и это вправду возмутительно, на самом деле), но даже это меня не удивляет. Почему героиня Билли одета, как женщина легкого поведения, и так же разговаривает? Почему Момент называет себя Злым Волком? (Хотя бы эту историю можно было не трогать, в самом деле!). Почему Десятый какой-то ненастоящий, почему Елизавета не может от него отлипнуть? Всё просто: Моффату нужны были утрированные образы, с отдельными чертами героев, доведенными до абсурда. Ему не нужен был живой, настоящий Десятый Доктор, ему нужна была карикатура рядом с - сюрприз! - отнюдь не карикатурным Одиннадцатым. Это укладывалось в концепцию, если можно так выразиться, и в выбранную смесь жанров тоже. Илевен в юбилейке ничем не отличается от самого себя в предыдущих сериях - его мы и так регулярно видим глазами Моффата, но тут нам внезапно показали его же глазами другое воплощение Доктора (ага, а теперь попробуйте представить, как мог бы выглядеть тот же Илевен в исполнении того же актера, если бы писал его не Моффат). При этом у Теннанта всё равно глаза раненой лани всю дорогу, и в момент прощания в нем краешком мелькает кто-то, подозрительно похожий на того Доктора, которого многие так отчаянно хотели видеть. Не судьба, но может это и к лучшему: нервы целее будут. После того, как мы с такими рыданиями проводили Десятого, увидеть его снова живым было бы невыносимо - ибо впереди всё равно оставался бы "Конец времени". Старые серии - это память о прошлом, новая встреча - это нечто другое. Но оставим исковерканный образ Десятого в покое, сегодня я пришла поговорить о другом.

На наших глазах Доктора снова поставили перед выбором: уничтожать ему Галлифрей или нет. В третий раз, по сути (как будто мало было двух первых раз - тем более, что в "Конце времени" Доктор окончательно и безоговорочно подтвердил собственный вердикт, вынесенный таймлордам). Но если в предыдущие разы речь шла о правомерности подобного деяния, то теперь вопрос был сформулирован по-другому: согласен ли Доктор и дальше нести на своих плечах вину за этот поступок? Проблему того, хорошо это или плохо, заранее и без участия Доктора решили Клара и Момент (последняя подозрительно похожа на персонифицированное сознание самой мисс Освальд, кстати говоря). В течение всего эпизода речь идет об уничтожении галлифрейских детей, как будто это единственная составляющая стоящей перед Доктором этической дилеммы (стоит ли напоминать, что на самом деле это не так, и что в ходе Войны Времени таймлорды представляли едва ли не большую угрозу для Вселенной, чем все их враги вместе взятые?). То есть, эта дилемма не просто упрощается, самая суть её полностью искажена. И при этом Клара заранее знает, как должен поступить Доктор - с её точки зрения, конечно же, вот только сама она говорит от лица автора сценария. Она не дает Доктору права голоса, она и только она решает, что хорошо, а что плохо. Уничтожать галлифрейских детей плохо (кто б сомневался, что хорошего в этом мало, только она ведь даже не пытается понять, ради чего он всё это делает). Вопрос только в том, как убедить в этом Доктора - вернее, то его воплощение, от которого сам Доктор позже отрекся. Она как змей-искуситель, снова и снова пытается сбить Военного Доктора с намеченной цели, не дать ему совершить тот подвиг, которым является вся его последующая жизнь с болью внутри (что, однако, не совсем вяжется с логикой серии, так как дальше нам предлагают поверить в амнезию Доктора, который и дальше столетиями будет считать себя виновником данной трагедии - вплоть до одного конкретного дня в таймлайне Одиннадцатого, после которого он уже об этом не забудет). В какой-то момент Доктор (все три его воплощения, как ни странно это в контексте серии, главным лейтмотивом которой провозглашена необходимость каким угодно образом откреститься от совершенного, пусть и по необходимости, преступления - даже путем игнорирования Доктором одной из собственных регенераций) готов сделать финт ушами и нажать-таки на красную кнопку. Вопреки Кларе, вопреки Моменту, вопреки собственному чувству вины - он снова действует как взрослый (каковым и являлся на протяжении всего сериала, вообще-то), принимая на себя меру вины и ответственности, непосильную для человека, но ту, которую способен вынести таймлорд. Но за спиной стоит и плачет Клара, которая привыкла судить Доктора исключительно по человеческим меркам. У которой в голове не укладывается, как Доктор мог так поступить и жить потом с этим. Вариант подойти и объяснить ей, почему иначе поступить нельзя, не рассматривается. И перед нами снова предстает инфантильная версия Доктора, Доктор, который предпочитает не решать проблемы, не отвечать за это, а закрыть глаза и сделать вид, что проблемы не было. Для полноты картины ему оставалось упасть на пол, разреветься и закричать, дрыгая ногами: "не хочу, не буду уничтожать галлифрейских детей!". Это всё равно не сработало бы, потому что в изначальном условии задачи использованный вариант не предусмотрен - Доктор же не идиот, чтобы упустить возможность не брать грех на душу и не мучиться столько лет без подсказки Клары. Но давайте смотреть правде в глаза: подобные выверты у Моффата тоже встречаются не впервые. Вариант "закрыть глаза, и как будто ничего не было" регулярно пускали в ход, начиная с пятого сезона (и да, я имею ввиду бесконечное стирание разных вариантов реальности). Так в чем же тогда состоит главная проблема данной серии?

И здесь я возвращаюсь к тому, с чего этот разговор начался: в контексте сериала в целом, какой смысл в том, что Доктора в третий раз поставили к стенке и заставили выбирать? На самом деле, я только сейчас поняла, насколько неуместным было педалирование темы Галлифрея в сезонах Одиннадцатого (и да, я знаю, что в меня сейчас полетят тапки). Все серии эпохи РТД - это последовательная, многоуровневая проработка вины Доктора. И в "Конце времени" происходит высшая точка этого пути, своеобразный катарсис. После... даже не "Конца Времени", а "Вод Марса" возможна дорога только вверх, потому что ниже спускаться уже некуда. Но для этого Доктору нужно было если не простить, то хотя бы окончательно принять свой поступок - что он и делает на наших глазах. Лицензию на убийство РТД ему не выдает (и потому Доктор так и не выстреливает в Рассилона), правом отомстить и быть отмщенным наделяется только Мастер - прямая, а не косвенная жертва козней лорда-президента. Но свое первоначальное решение Доктор всё-таки подтверждает. И когда он говорит "отправляйтесь в ад" - он имеет в виду ровно то, что сказал, ибо временная ловушка запечатывает Галлифрей вместе с прорвавшими оборону далеками, и родное племя Доктора оказывается обреченным на вечную войну и вечное умирание. Это даже страшнее, чем просто уничтожить свою родину и свой народ - это ад, в буквальном смысле слова. Но Доктор снова делает это, во имя остальной Вселенной и всех живых существ. И ещё раз ставить его перед этим выбором не имеет смысла. Я знаю, что вы сейчас мне скажете: на момент событий "Конца времени" Доктор прожил с этой виной несколько лет, на момент "Дня Доктора" - несколько сотен лет, а значит, груз на его плечах должен был стать ещё невыносимей. И вот это как раз самое интересное. Потому что состояние Доктора в "Конце времени" - отчаянье, да, но пополам с нежеланием умирать (это при том, что Доктор боится смерти, он прямым текстом сообщает нам, что боится возможности не пережить регенерацию в этот раз). То есть, в глубине души он понимает, что всё равно в состоянии жить дальше. Он достаточно сильный для этого, несмотря на пережитые потери, а из самого пекла собственной души его уже вытащила Аделаида Брук. (Больнее, чем сейчас, ему уже вряд ли будет, потому что дальше уже некуда - так неужели через несколько столетий он мог бы передумать? Да, ему необходимо простить себя, но отрицание вины не равносильно прощению, это же очевидно. А отрицать вину, отказываться от своего поступка в "Конце времени" нет никаких поползновений). И в то же время, при необходимости - он и умереть готов. И нет, не за Уилфреда сначала, а ради того, чтобы вернуть Галлифрей в ловушку. Он этого не хочет, но готов, это он тоже словами через рот говорит (его ответ "я знаю" на фразу Рассилона "ты умрешь вместе со мной"). Откуда ему было знать, что через секунду Мастер оттолкнет его в сторону... В конечном итоге я прихожу к выводу, что "День Доктора" - это жуткая ересь; и даже если отбросить технические претензии к качеству серии, её суть от этого не изменится. У меня всё, теперь вы добавьте что-нибудь к этому, ладно?

@темы: Doctor Who

URL
Комментарии
2015-04-02 в 21:17 

Mari Kilkenni
Я ставлю перед собой великие цели. Согласитесь, красиво смотрятся. Пусть стоят
приветствовать новых ПЧ я не привыкла — лучше загляну на дневник

Доктор изменился, вселенная "Доктора" изменилась и существует теперь по другим законам. Это если говорить о духе сериала и его атмосфере. Кстати, то же самое касается и выбранного жанра.
У меня проблема — я теперь не вижу вселенной в ДК. Раньше был Доктор, изучающий вселенную, а теперь... просто Доктор. И немножечко вселенной. Это делает мне грустно и больно.

Почему Момент называет себя Злым Волком?
Наличие Билли (да и Дэвида, по сути) и упоминание Злого Волка — просто фансервис, имхо. Слишком много знакового сотворил РТД, так что Моффу пришлось всё это впихнуть в юбилейку. Лучше бы не впихивал. Определённая часть всё-таки повизжала.


Почему Десятый какой-то ненастоящий, почему Елизавета не может от него отлипнуть?
Ещё с "Девушки в камине" у Моффата, видимо, создался какой-то стереотип о том, что Десятый — весь из себя Дон Жуан и ловелас. Десятый же только с женщинами целовался, чо. Его ж за это фанаты и любят, ага. По сути, да, карикатура, которую Дэвид изо всех сил старался сделать лучше.

ага, а теперь попробуйте представить, как мог бы выглядеть тот же Илевен в исполнении того же актера, если бы писал его не Моффат
Спасибо РТД за то, что дал возможность увидеть другого Одиннадцатого — в Приключениях Сары Джейн. Вот на такого Илевена я бы с радостью смотрела.

В течение всего эпизода речь идет об уничтожении галлифрейских детей, как будто это единственная составляющая стоящей перед Доктором этической дилеммы
Как же меня раздражали эти дети... На всех плевать, главное — помнить о детях.

В общем... Добавить мне нечего. Я с вами полностью согласна. Как фансервис, ДД хорош, но как юбилейная серия — нет. Да, были моменты, от которых зал визжал в восторге, есть сцены, которые и я, при всей моей нелюбви к сей серии, нет-нет да гляну (собственно, концовка, начиная с прилёта всех Докторов и до самого конца — всё-таки, это было эпично, а я такое люблю). Но вот по части сюжета — это, действительно, жуть и ересь, про которую лучше и вовсе забыть

2015-04-03 в 14:50 

katja_konfetka
Mari Kilkenni, здравствуйте! Спасибо за отклик, я Вам очень рада )) На самом деле, я живу в ЖЖ, а сюда в основном читать прихожу. Но большинство моих постов про Теннанта olga_endymion давно на дайри перетащила.
Насчет серии - да, фансервис. Там даже говорить не о чем, по большому счету, но хотелось всё-таки свои мысли записать, чтоб было, ну и чтобы сверить с мнением окружающих.

URL
   

Кисло-сладкая конфетка

главная