После просмотра "42" стали очевидными некоторые проблемы моффатовского "Доктора". Поскольку я обещала, напишу подробнее, что я имею ввиду. Не ждите откровений, давайте просто порассуждаем.

Самое очевидное здесь - это уровень напряжения, в котором авторы держат зрителей. Нет, я всё понимаю: "42" - это одна из самых сильных серий вообще, она немного выбивается из общего ряда, так что пример не совсем корректен. Но параллели с данным эпизодом в последней двухсерийке очевидны (а местами это и не параллели даже, а просто откровенный плагиат), так что Моффат сам напросился на сравнение. Так вот, к концу просмотра "42" я была очень близка к тому, чтобы разрыдаться: обстановка нагнетается так сильно, что нервы не выдерживают, и хочется плакать, и кусать себя за пальцы, и просто хочется, чтобы всё поскорей закончилось, потому что невыносимо. Гибель капитана, одержимость Доктора, последний рывок Марты, меньше минуты до столкновения, и смерть уже не то что за плечами - она буквально везде. И ты знаешь, чем закончится серия, а всё равно боишься - никакой ловкости рук, никакого мошенничества и тайми-вайми, всё предельно просто, больно и честно. И когда Марта говорит, что верит в Доктора - это действительно её вера в него, несмотря на опасность. А когда то же самое говорит Клара, это звучит как неверие, что происходящее не игра, и можно умереть по-настоящему. Мисс Освальд, сама того не ведая, отзеркалила зрительские настроения и преобладающее впечатление от девятого сезона.

Об атмосфере в целом можно говорить еще долго, но очень многое сказали до меня, вообще-то. Проблему прописывания характеров и бэкграунда для второстепенных героев, например, не обсудил уже только ленивый. В эре РТД, сколько ни критикуй последнюю, такой проблемы не было вовсе. Опять же, в качестве примера берем "42": всё показано отдельными штрихами. Кэт с Корвином прожили 11 лет, вместе выбирали этот корабль, и умирают они тоже вместе; Райли поссорился с семьей перед отъездом, и шесть лет не звонил домой; Ирина возмущается, что ее зовут только подавать инструменты или выпивку, "убейте меня кто-нибудь"; пароли для разблокирования дверей члены команды придумали по пьяни, а теперь не все ответы могут вспомнить... Не говоря уже о матери Марты, за спиной у которой сидят агенты Гарольда Саксона, а она тянет время и пытается выяснить, что за тип этот Доктор; беспокойство из-за дочери и предательство смешались в кучу. Шикарно сделано, что тут скажешь. У Моффата и главные герои толком не прописаны (либо скатываются в мерисью), что уж говорить о второстепенных: они чаще всего шаблонные (в качестве примера можно привести большинство злодеев, например, в серии про ограбление банка, в "Колоколах Святого Иоанна") либо откровенно карикатурные (Черчилль, далеки, Осгуд, Елизавета), и предыстории отсутствуют, как правило. Ох. Вы точно уверены, что хотите читать дальше?

Опять же, в этой серии очень наглядно продемонстрированы отношения между Доктором и спутницей. Здесь нет никаких истерик с паданием на колени (привет, Двенадцатый!), никаких сказочек для девочки-которая-ждала (привет, Одиннадцатый!), нет тотального игнора всех и вся, кроме всяких там "импоссибл герл". (В скобках замечу, что в провальной и вторичной по отношению к "Библиотеке" серии "Колокола Святого Иоанна" - ну да, я на днях и туда добралась - в середине была совершенно очаровательная зарисовка на тему "наш Доктор, кажется, влюбился"; это было очень тепло и по-человечески - было бы, если бы Доктор в конце всё не испортил этой фразой про "невозможную девчонку". Кроме этой загадки его теперь ничего не интересует, вы что! Обнять и плакать). Но выделение спутницы из общей массы, безусловно, есть. Марта - не возлюбленная Доктора, не его лучший друг, но его к ней отношение - это классическое "мы в ответе за тех, кого приручили" (сюда даже его чувство вины за Марту-солдата вписывается, но сформируется оно позже). Доктор не особо показывает свое отношение, внешне он достаточно холоден к Марте. Но в течение данного эпизода мы видим, что он о ней беспокоится. Не трясется над ней, как над маленькой девочкой, и в целом предоставляет свободу действий, но раз за разом повторяет: "будь осторожна!". А в момент настоящей угрозы жизни Марты Доктор произносит: "я её не брошу". Вот вам и весь ответ: за внешним безразличием - ежеминутная готовность спуститься в пекло, ежесекундная ответственность за спутницу. Что характерно, зрителям не дают усомниться в том, что Доктор сделает всё от него зависящее в данной ситуации (а теперь вспомните, что было в первой серии восьмого сезона, и как нас заставили думать, что Доктор оставил Клару на произвол судьбы; мелочь, а неприятно). И как вишенка на торте, финальный аккорд - ключ от ТАРДИС для Марты в благодарность за спасение. Заслужила.

Но самое интересное - это сам характер Доктора, конечно. Он весь как на ладони в этой серии, и он абсолютно прекрасен в своей многогранности и завершенности. Здесь мы видим и определенную долю азарта в момент опасности, и восхищение тем, как далеко они с Мартой забрались, и ворчливое "чему вас в школе учат!" в ответ на нерешенную математическую задачку. Мы видим Доктора-инженера (менее явно, чем в иных сериях, но в двигателе он поковыряться успел), Доктора - тонкого психолога (он не спешит говорить Кэт правду о состоянии мужа, пытается оставить на время в неведении незнакомую женщину, не зная её предела прочности - но убеждается в готовности капитана услышать правду и только тогда говорит "вашего мужа больше нет, мне жаль". А теперь меня пытаются убедить, что Доктор - социопат, не улавливающий очевидного состояния человека после недавней утраты и не знающий сострадания. Не пойдет, товарищи сценаристы!). Мы видим Доктора-спасителя - и Доктора-обличителя ("вы, люди, уничтожаете всё, до чего дотрагиваетесь"). Мы видим его напуганным и смертным, сопротивляющимся солнцу-паразиту. Мы видим в нем мальчишку, не упускающего случая немножко пофорсить - и тут же, не отходя от кассы, видим его ответственность старшего. Мы чувствуем, как вылезают из него замашки военного (как он столбенеет, когда кто-то из членов экипажа говорит, что будет слушать только приказы капитана - и как он позже взвивается: "выполняйте, быстро, я серьезно на этот раз!"), и не только в этой серии, и не просто военного, а совершенно явно - боевого офицера высшего ранга (ну слишком очевидно же стратегическое мышление у человека, к тому же он вечно рвется на передовую - разве могло быть его участие в Войне Времени более пассивным и менее заметным в таком случае?). И на этом фоне нам весь восьмой сезон пытались раскрутить тему Доктора-солдата, да так она и не выстрелила в итоге. Не надо её специально раскручивать, его военное прошлое вылезает в мелочах, заметных и не очень (и особенно сильно - в сериях с участием Торчвуда или ЮНИТ). Короче, не с тем воплощением Доктора Дэнни Пинк встретился... А уж если Девятого вспомнить, так тем более. И да, в этой серии не забыли даже про Доктора - влюбленного мужчину (обратите внимание, как он мрачнеет после поцелуя Марты и Райли - явно ведь мог вспомнить Роуз и переосмыслить что-то в своем отношении к Марте, отсюда и ключ от ТАРДИС). Я ничего не забыла? Столько ипостасей одного Доктора, и всё логично, и всё прекрасно вяжется в один узел. (А дальше там идет "Семейка крови", где еще и Доктор-человек, и Доктор-судья вылезет). Смотреть на это страшно, сыграть всё это трудно, а уж прописать это в сценарии... Надо быть Расселом Т. Дэвисом, чесслово (не, я знаю, что автор сценария Чибнелл, но рука шоураннера сильно чувствуется как в случае РТД, так и в случае Моффата). У Моффата же, как правило, не складывается два плюс два - но тут я уже просто устала приводить доказательства, вы и без меня всё прекрасно знаете. Не выдерживает он характеры ни своих, ни чужих героев, они все оказываются сотканы из противоречий самим себе и здравому смыслу.

Напоследок хочу сказать пару слов про Смита. Вот честно, меня ведь почти убедили, что он нормальный актер. А потом меня дернуло посмотреть две серии седьмого сезона (вышеупомянутые "Колокола..." и "Кольца Акатена"). Простите, дамы и господа, но мои нервы это не выдерживают. Я вижу, как сильно он старается, мне его даже немного жаль, но получается у него тем хуже, чем больше он старается. Он теряется даже на фоне Дженны-Луизы (последняя, как мы уже знаем, на фоне сильного актера в лице Капальди сама норовит потеряться, хоть и держится достаточно достойно). Сорри. А Клара мне в этих сериях почти нравится - и что из неё сделали потом... Какая досада. И кстати, на фоне "Колец Акатена" подумала: вот урезать все эти диалоги про плачущих детей раза в три, не заполнять бы ими по половине серии, глядишь - и нормально прокатило бы. И Доктору, судя по монологу в этой серии, совершенно явно надоело жить и тащить на себе весь этот груз... А когда-то был героем, и не искал того, кто отпустит ему грехи, не спрашивал, хороший ли он человек, не записывал исповедальных дисков, а перед смертью просто старался спасти еще хотя бы несколько жизней - в общем, он даже в смерти оставался Доктором... Наверное, в этом месте неплохо было бы остановиться, простите, если что не так.