Таки решилась написать полноценный отзыв о спектакле "Мистер Икс" Днепропетровского оперного театра - получится коряво, может быть, ну да ладно. Ни для кого не секрет, что я подсела на оперу и оперетту вообще и этот спектакль в частности благодаря одному конкретному артисту, блогеру, человеку и пароходу. И когда он ушел из театра, потом вернулся - с триумфом, но не насовсем - это казалось невыполнимой задачей: уговорить его не бросать театр снова, вдохновить, заставить встать с дивана и взяться за новую роль. Перспектива его выхода на сцену в роли Тони замаячила еще в декабре, когда постановка "Мистера Икс" оставалась на стадии обсуждения. И все это время Маэстро упирался, отнекивался и всячески пытался увильнуть от вовлечения собственной персоны в этот процесс. В нем что-то перегорело, и казалось, навсегда. Але не так воно сталося, як гадалося))) И в этом огромная заслуга Леси, которая ценит своего давнего партнера по многим постановкам, и чуть ли не силой притащила его на репетиции, хореографа Веры, которая заставила его снова поверить в себя, режиссера Василия Петровича... И да, нового режиссера, которая немного изменила первоначальную версию спектакля - в лучшую или в худшую сторону, однозначно нельзя сказать, но Самвела она вдохновила, это точно. Но задумка первоначальной постановки, в целом, не пострадала от изменения некоторых деталей, так что на этом можно не заострять внимание.

Я влюбилась в этот спектакль еще до премьеры, с самых первых видео с репетиций. Сразу было понятно, что в этот спектакль вложен огромный труд артистов и постановщиков, огромная часть души каждого из участников, и что это будет настоящая феерия. В этой постановке удивительным образом передан дух эпохи (чего стоят одни только фотоаппараты с магниевой вспышкой в начале первого действия!), а также атмосфера цирка в сочетании с морской тематикой (это при том, что от намеков на цирковые номера отказались еще на стадии репетиций - и правильно, я считаю, нельзя артистов подвергать опасности травмироваться). Здесь сведена к минимуму социальная составляющая сюжета: нет момента с отказом Теодоры позволить циркачу поцеловать ей руку, нет гневной тирады разоблаченного Мистера Икс на тему презрительного отношения к нему светского общества, и сам он никакой не дворянин, а простой моряк в прошлом. И сама Теодора в сцене разоблачения оскорбляется не тем, что он циркач, а тем фактом, что любимый человек ее обманывал. Конечно, насмешки барона и его окружения над циркачами остаются, но в целом история не об этом. Авторы умышленно свели к минимуму социальную остроту истории, сделав акцент на вечной теме любви, подлости и прощения.

Об исполнителях главных ролей не могу сказать ничего, кроме хорошего. Артисты играли прекрасно, голоса у всех восхитительные. Роль Мистера Икс хорошо "сидит" на Александре Сергееве, в его исполнении бывший моряк в маске циркача получился очень взрослым, печальным и глубоким. В нем есть многое от исполнения этой роли Георгом Отсом, на мой взгляд: его Мистер Икс действительно уставший, ранимый человек, за которого местами становится страшно - но который не утратил способности любить, сострадать, быть верным себе и преданным любимой женщине. В нем нет лихой, опьяняющей молодости, энергии и страсти Игоря Кеблушека, но это и не нужно, в данном случае. Неожиданно понравилась Теодора: перед спектаклем я понятия не имела, как можно сочувствовать этому персонажу, как можно закрыть глаза на ее гордыню и неумение видеть дальше своего носа. А там и нет никакой гордыни: в данной постановке Теодора получилась такой девочкой-девочкой, избалованной, но не жестокой, умеющей любить, помнить хорошее и учиться на своих ошибках. Она еще делит все и всех на черное и белое, верит в клевету, которую ей преподносят, но судьба заставляет ее посмотреть на мир под другим углом. Причем, актриса на видео выглядит старше, а когда видишь и слышишь ее из зала, она кажется совсем юной. И да, барон в исполнении Александра Прокопенко получился роскошной такой сволочью, которую хочется придушить уже к середине первого действия. Верю, и все тут. (Единственный недостаток - первое действие кажется немного слабее второго, во втором уже больше и юмора, и драмы. Однако это не проблема постановки, как мне кажется, это заложено еще Имре Кальманом: история по-настоящему раскрывается ближе к концу).

Но даже эту роскошь затмила сюжетная линия с Мабель, Тони, мадам Каролиной и Пеликаном (я уже говорила, что Игорь Тишков играет сразу две роли, Финелли и Пеликана? при этом Пеликан у него гомерически смешной, зал реагировал прекрасно). Зоя, блистательная Зоя Каипова в роли Каролины затмевает все и всех своей харизмой и голосом. А какой чудесный танец у них получился, просто восторг! И да, сюжетную линию Тони и Мабель растянули как могли, а мне их все равно мало. Несколько разговорных сцен, три вокально-танцевальных номера со сложной хореографией ("Когда мы влюблены", пожалуй, можно назвать настоящей кульминацией спектакля, такие овации он каждый раз срывает - даже несмотря на то, что в Запорожье оркестр сбился сам с темпа и сбил артистов), вальс по краю сцены в тот момент, когда главные герои то ли поют, то ли чего-то выясняют (и да, вальсирует он очень легко, почти не касаясь пола), чудесная сценка без слов за столиком (это надо было видеть, как Тони сначала потянул Мабель на себя в попытке обнять, а потом начал фокусы с бокалами репетировать), еще одна пантомима, изображающая какой-то спор между влюбленными с последующей попыткой Тони догнать убегающую девушку... Их вроде не так уж мало, но они так быстро исчезают каждый раз, как вспышка молнии. Между ними действительно чувствуются искры, а не только общее увлечение цирком. Лесю местами не слышно, когда она поет (вообще, плохо слышно временами только Игоря и ее, к остальным никаких претензий), и чуть-чуть переигрывает в паре моментов, но не критично. Но зато Тони...

В общем, не смогла я не выделить отзыв о нем отдельным абзацем, простите)) Трясло от волнения меня еще с того момента, когда я вошла в здание Дома культуры и осознала, что он где-то здесь, что очень скоро я его увижу. Почему-то и мысли не было, что он может разочаровать меня, хотя уровень моих ожиданий в отношении него был намного выше, чем в отношении других артистов. Маэстро не подвел, спасибо ему за это. Все недочеты, которые можно отнести к его персонажу - это не его вина, это мелкие моменты, отражающие видение новым режиссером данной постановки. Но это такая ерунда, что об этом даже говорить не хочется. Самвел в этой роли восхитителен, и точка. У него действительно очень сильный голос, очень эмоциональный - и в разговоре, и в пении, и слышно каждое его слово. Когда поет, тембр вполне узнаваемый, когда говорит - он кажется немного резче, нежели в записи; в первый момент меня это удивило, но быстро привыкла. Пластика у него тоже роскошная, он буквально порхает по сцене. Но даже не это главное. Главное то, что каждую секунду своего пребывания на сцене он четко осознает, что он делает. Его профессионализм и самоотдача хорошо чувствуется. (Маленький пример: в видео со сцены он стоит в противоположной кулисе, в расслабленной позе, через пару секунд весь сжимается, от осанки до интонации - и выходит на сцену семенящей походкой: "Чудный вечер, мамочка, не правда ли?"). Один раз примерив на себя роль, все последующие разы он влетает в нее с полпинка; даже просто идя по улице с друзьями, он начинает цитировать роль Фалька точно с теми же интонациями, что и на сцене (дело было в Италии). Эмоциональную амплитуду можно сравнить с Теннантовской (раньше я только у Дэвида такое видела, чтобы за мгновение были перепады от нуля до максимума и обратно, и чтобы это еще и выглядело естественно, сейчас вот увидела еще раз). И нет, никакого Фалька там нет и близко; по эмоциональному накалу эти роли близки, но по заложенному смыслу - вообще никак. У него сам по себе Фальк разный в разные вечера: то он раздраженный, надменный, то он легкий, игривый; в Фальке интересно перевоплощение светского щеголя, ловеласа во влюбленного идиота, забывшего себя в погоне за горничной. Тони другой: он добрый, наивный, честный малый, только-только пробующий оторваться от маминой юбки, пылкий юноша, отчаянно поверивший в собственную мечту. В нем интересно вот это сочетание образа маменькиного сынка - и рвущегося наружу темперамента. В нем есть затаенная страсть, но нет Фальковского металла, есть надежда, но нет гордыни. (А какой у Самвела роскошный подкаблучник получился в "Пиратском треугольнике", залюбуешься!). Смотрим репетиции "Сорочинской ярмарки" - и там уже другой Самвел: сильный, мужественный, уверенный в том, что "вже моя Парася!"... Короче говоря, это был мой ответ тем, кто считает, что он во всех ролях одинаков. И да, вживую тебя просто сшибает этой энергией и харизмой. (И такой контраст с ним же после спектакля, смущенно улыбающимся в ответ на мои восторги: "Та якый там голос!..").

Ох, ужас, сколько всего написала)) Их не отпускали целую вечность, искупав в овациях, и еще дольше не отпускали Самвела с Лесей уже после того, как все закончилось. Его рвали на части, и я ушла чуть раньше, чем это было возможно - унося с собой воспоминания о зеленых глазах, ангельской улыбке и ощущении ткани его пиджака под левой ладонью... Маэстро, спасибо за прекрасный вечер! И спасибо всем причастным к созданию этого чуда!

@темы: Кино-театр